«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»


«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»

"ОТКРОВЕ́ННЫЕ РАССКА́ЗЫ СТРА́ННИКА ДУХО́ВНОМУ СВОЕМУ́ ОТЦУ́" — памятник рус. духовной лит-ры 19 в. Впервые (под названием "Откровенный рассказ странника...") кн. издана как анонимное сочинение в Казани в 1881, затем под уточн. названием "Откровенные рассказы..." (с самого начала "рассказов" было четыре) переиздана там же в 1884. Кроме того, различные версии "О. Р." ходили в рукописях. По содержанию это рассказ странствующего православного мистика из народа о практике непрестанной "внутренней", "сердечной" молитвы и о скитаниях его по дорогам Св. Руси, встречах и беседах о вере с разн. людьми. Книга явилась свидетельством продолжения в нар. православии мистических традиций афонского исихазма. В отличие от подавляющего больш-ва дух.-нравств. кн. 19 в., для к-рых характерен книжный, "славяно-русский" язык, "О. Р." написаны живым и правильным народн. языком, что сближает их с нек-рыми произв. старообрядческой лит-ры и православных писателей — выходцев из старообрядчества (как, напр., инок Парфений, автор "Сказания о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле", 1855). Специалисты предполагают также знакомство автора и со светской худ. лит-рой (В. Ф. Одоевский, А. С. Пушкин). Авторство анонимного соч. долгое время было предметом дискуссий, среди возм. авторов назывались имена о. Амвросия Оптинского, еп. Феофана Затворника и др.; сейчас можно считать практически подтвержденным свидетельство о. Павла Флоренского о том, что автором "О. Р." (точнее первонач. рукописного текста, озаглавленного "Искатель непрестанной молитвы") был афонский инок, по возвращении в Россию рукоположенный в иеромонахи, миссионер, проповедовавший среди старообрядцев (и сам в прошлом старообрядец) о. Михаил (в миру — Макарий Космич Козлов, 1826—84). Однако в печатных изд. кн. постоянно "исправлялась и дополнялась" разными лицами. В 1911 еп. Никон (Рождественский) опубликовал кн. "Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой" (Сергиев Посад), содерж. три доп. рассказа, как бы продолжавших собой прежние "беседы странника". Хотя дополнительные рассказы явно не принадлежат автору первонач. текста, они в послед. изд. традиционно публикуются вместе с ним.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.